Цитаты

Из духовного наследия старца Порфирия (Баирактариса)

02.12.2012

2 декабря - день памяти греческого старца Порфирия Кавсокаливита. 

Старец Порфирий Кавсокаливит
Старец Порфирий Кавсокаливит

 

Отец Порфирий с духовными чадами
Отец Порфирий с духовными чадами

 

Келья старца Порфирия в Священном Исихастирии Преображения Господня в Милеси
Келья старца Порфирия в Священном Исихастирии Преображения Господня в Милеси

 

Могилка старца Порфирия на Святой Горе Афон
Могилка старца Порфирия на Святой Горе Афон

 

Из духовного наследия старца[1]

Важно войти в Церковь, соединиться со своими ближними, с радостями и печалями всех людей. Будем воспринимать их как своих родных, молиться о всех, болеть о спасении их и забывать самих себя. Сделаем для них все, как и Христос для нас. В Церкви мы становимся едино с каждым несчастным, страдающим и грешным.

Никто не должен желать спасения лишь себе, без спасения других людей. Это ошибка – молиться о себе, чтобы спастись самому. Мы должны любить других и молиться, чтобы не погиб никто, чтобы все вошли в Церковь. Когда мы отделяем себя, мы – не христиане.

Для людей Божиих расстояний не существует, пускай это будет даже тысячи километров. Как бы далеко ни находились наши ближние, мы должны поддерживать их. Когда нас соединяет Христос, расстояний нет.

***

Чтобы сохранить единство, мы должны слушаться Церкви, ее епископов. Слушаясь Церкви, мы слушаемся Самого Христа. Христос хочет, чтобы мы стали одним стадом с одним пастырем (Ин.10,16). Будем переживать за Церковь, будем сильно любить ее. Не будем терпеть того, чтобы осуждали ее представителей. На Святой Горе я научился православному духу, глубокому, святому, молчаливому, без раздоров, ссор и осуждения. Не будем верить тем, кто осуждает клириков. Даже если своими глазами увидим, что какой-нибудь клирик делает что-либо предосудительное, не будем этому верить, не будет об этом думать и разносить повсюду. То же и в отношении к мирским членам Церкви, к каждому человеку.

Все мы – Церковь. Когда Церковь осуждают за ошибки ее представителей с той целью, чтобы якобы помочь исправлению, то совершают огромную ошибку. Такие люди не любят Церковь. Не любят, конечно, и Христа. Мы тогда любим Церковь, когда своей молитвой объемлем каждый из ее членов, и делаем то, что делает Христос: жертвуем собою, бодрствуем, делаем все, как и Он, Который, будучи злословим, не злословил взаимно; страдая, не угрожал (1 Петр. 2,23).

***

Превыше всего любовь. Без любви молитва не приносит пользы, совет уязвляет, а указание приносит вред и разрушает другого человека, который чувствует, любим мы его или нет, и реагирует соответствующим образом. Любовь, любовь, любовь! Давайте будем бескорыстно раздавать всем свою любовь, не обращая внимания на их отношение к нам. Когда войдет в нас благодать Божия, тогда мы не будем интересоваться тем, любят нас или нет, хорошо ли с нами разговаривают. Мы будем ощущать необходимость любить всех. Это эгоизм – желать, чтобы другие люди любезно с нами разговаривали. Позволим другим разговаривать с нами так, как они чувствуют. Не будем просить любви. Наше стремление будет направлено на то, чтобы любить их и молиться за них от всей души.

***

Ад – это есть отсутствие любви.

***

Когда кто-то нанесет нам какую-либо обиду каким бы то ни было образом, клеветой, оскорблением, подумаем о том, что он – наш брат, которым овладел враг. Он стал жертвой врага. Поэтому мы должны ему сочувствовать и молиться Богу, чтобы Он помиловал и нас, и его. И Бог поможет обоим. Но если мы разгневаемся на него, тогда враг с него перескачет на нас и будет играть нами двоими. Осуждающий других не любит Христа. Виною тому эгоизм. Отсюда начинается осуждение. Будем всех видеть святыми.

***

Один из видов нашего выказывания себя заключается в том, чтобы требовать от других стать хорошими. В действительности же мы сами желаем стать хорошими, но поскольку не можем, то требуем этого от других и настаиваем на том.

***

Смиренный человек осознает свое внутреннее состояние и, каким бы плохим оно ни было, не теряет своей личности. Он знает, что грешный, и скорбит из-за этого, но не отчаивается, не изнуряет себя. Тот, кто имеет святое смирение, не прекословит, то есть не противодействует. Он соглашается с тем, чтобы его проверили другие люди, делали ему замечания, но не раздражается и не оправдывается, не теряет уравновешенности. С эгоистом происходит обратное. Он чувствует себя ущербным. Сначала он похож на смиренного. Но если его кто-нибудь чуть-чуть заденет, он тут же теряет мир, нервничает и возмущается.

***

Великое искусство – достичь освящение вашей души. 

 

 

Везде можно стать святым. На вашей работе, какой бы она ни была, можете стать святыми при помощи кротости, терпения и любви. Каждый день полагайте новое начало, новое расположение с воодушевлением, любовью, молитвой и молчанием.

 

***

Когда у человека есть какая-либо страсть, постараемся изливать на него лучи любви и милосердия, чтобы он вылечился и освободился. Это бывает только по благодати Божией. Подумайте, что он страдает больше вас.

Христианин благороден. Давайте будем предпочитать терпеть обиды, чем обижать. Когда в нас придет добро, любовь, тогда мы забываем о причиненном нам зле. Здесь сокрыта тайна.

В духе Божием все иначе. В нем человек оправдывает все поступки других людей. Все! Христос посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5,45). Если ты жалуешься на других, то виновником я считаю тебя, даже если ты скажешь мне, что виновен тот или та. В конечном итоге и сам ты в чем-нибудь виновен, и обнаружишь это, когда я скажу тебе. Во всем, что бы ни случилось, укоряйте самих себя. Молитесь со смирением, не оправдывайтесь. Видите, например, соперничество и вражду с другой стороны? Помолитесь с любовью, чтобы ответить любовью на соперничество и вражду. Слышите клевету на себя? Молитесь. Смотрите, потому что и молва роптаний не крыется (Прем. 1,10). Малейший ропот на ближнего влияет на душу, и вы не можете молиться. Дух Святой, находя душу такой, не дерзает приблизиться.

***

Знай вот еще что. Страдающие души, скорбящие, которые мучаются от страстей, удостаиваются великой любви и благодати Божией. Такие люди становятся святыми, а мы часто их осуждаем. Вспомните апостола Павла, что он говорит: А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Когда будете помнить это, тогда будете ощущать, что они достойнее и вас, и меня. Мы видим их немощными, но когда они откроются Богу, то станут все полны любви и Божественной ревности. Хотя они привыкли к другому, но потом они всю силу души отдают Христу и от любви Христовой становятся огнем. Так происходит чудо Божие в таких душах, которые мы называем пропащими.

***

Что я вам говорил о соловье? Он поет, а его никто не видит. Такими и будьте, бескорыстными. Предайте себя на служение Богу тайно. 

 

 

Молитесь о Церкви, о мире, о всех. Все христианство – в молитве. Если вы молитесь только о самих себе, то это скрывает корысть. Но когда вы молитесь о Церкви, то и вы – внутри Церкви.

 

***

Ключ к духовной жизни – молитва. Молитве никто не может научить, ни книги, ни старец, никто. Единственным учителем является Божественная благодать. Если я расскажу вам, что мед сладок, что он текуч, он такой-то и такой-то, то вы не поймете, пока не вкусите его. То же самое и в молитве.

***

Грех запутывает душу человека. Путаницу эту не изгнать ничем. Только свет Христов ее распутывает.

Душа, чтобы покаяться, должна проснуться. При этом пробуждении, происходит таинство покаяния. И в этом – произволение человека. Но пробуждение зависит не только от человека. Сам человек не может. Вмешивается Бог.

***

В глазах Божиих женатый человек ничем не отличается от неженатого, лишь бы оба жили по заповедям Божиим, жили бы жизнью по Богу. Девство, нестяжательство, нищета – это добродетели монаха, они находятся в сердце человека. Можно быть по телу девственником, а в душе подобным распутнице, растленной злом и страстями. Можно владеть многоэтажными домами, а в душе быть свободным от вещей и жить как нестяжатель. А можно быть бедным, а в душе быть стяжателем. Не количество земных благ делает человека стяжателем или нестяжателем, а сердечная привязанность.

***

Матери умеют переживать, советовать, многословить, но не умеют молиться. Многие советы и указания приносят вред. Детям не нужно много слов. Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце. Требуется молитва с верю, без стрессов, но и с хорошим примером.

***

Родителям недостаточно быть просто благочестивыми. Нужно еще не принуждать детей, пытаясь через давление сделать их хорошими. Можно отогнать своих детей от Христа, если эгоистично следовать религиозным принципам. Дети не любят давления. Не принуждайте их ходить в церковь. Можно говорить так: «Кто хочет, может пойти со мной сейчас или прийти позже». Дайте Богу возможность говорить с их душами. 

 

 

 

Все бывает от молитвы, молчания и любви. Вы поняли плоды молитвы? Любовь в молитве, любовь во Христе. Она приносит подлинную пользу. Чем больше будете любить детей человеческой любовью, которая часто носит страстный характер, тем больше они будут запутываться. Но когда любовь между вами и ваша любовь к детям будет христианской и святой, тогда у вас не будет никаких проблем. Святость родителей спасает детей.

 

***

Любовь да будет лишь во Христе. Чтобы принести пользу другим, нужно жить в любви Божией, иначе ближнему не можешь помочь. Нельзя насиловать другого человека. Настанет его час, придет тот момент, нужно лишь молиться за него. Молчанием, терпением и прежде всего молитвой мы таинственно приносим пользу другим людям.

***

В беседах не многословьте о религии и тогда победите. Позвольте человеку, у которого другое мнение, изливаться, говорить, говорить… Пусть он почувствует, что встретился со спокойным человеком. Воздействуйте на него своей доброжелательностью и молитвой, а потом скажите немного слов. Вы не достигнете ничего, если будете говорить резко, если, к примеру, скажете: «Ты говоришь ложь!» И что из этого выйдет? Вы – как овцы посреди волков (Мф. 10,16). Что вам делать? Внешне будьте невозмутимы, а внутренне молитесь. Будьте готовыми, будьте образованными, имейте дерзновение, но со святостью, кротостью и молитвой. Но чтобы поступать так, вы должны быть святыми.

***

Вот где христианство: через любовь к брату, достичь любви к Богу.

***

Каждый ближний наш, каждый окружающий – это плоть от плоти нашей (Быт. 2,23). Разве я могу быть равнодушным к нему, могу ли я его огорчать, ненавидеть? Это самая величайшая тайна нашей Церкви. Станем все едиными в Боге. Если мы будем поступать так, то станем Его близкими. Лучше этого единства нет ничего. Вот где Церковь. Вот где православие. Вот где рай.